4 мая 2016 г.

Yusuf'un Sac Kavurma / Садж Кавурма от Юсуфа



Этот рецепт ждал своего часа целых три года.
И не потому, что там технология какая-то мудреная и сложная для описания.
Нет, рецепт простейший.
Просто как обычно бывает в турецких рецептах, существует некая путаница в названиях и перекрестных блюдах.
При этом у турок этой путаницы нет, им то как раз все понятно.
Путаница существует лишь для нашего пользователя,
который не очень знает язык, особенности произношения и проч исторические и территориальные особенности и различия.

Этому рецепту меня научил один Заза.
Заза - это не имя. это малочисленный народ, проживающий преимущественно на Востоке Турции и иногда принимаемый за курдов, тк живут бок о бок эти народы уже долгое время.
Обычаи и даже языки у них похожи, только курды говорят на курманджи, а заза на зазаки
Но вернемся к рецепту.
Мне его назвали как Сач кавурма.
А я потом искала и интересовалась у опытного языковеда и она сказала, что
Сач - это неправильное или региональное / диалектное произношение слова Садж - sac - листовое железо, жесть
И поэтому второе название, которое те, кто интересовался турецкой кухней скорей всего слышали - это
Садж - тава - (тава-сковорода)
Это два распространенных названий данного рецепта.
Но есть еще и третье, которое сразу объясняет откуда рецепт возник,
Çoban Kavurma - Чабан кавурма
Пастушья кавурма, если хотите, Кавурма пастухов.
А что такое кавурма ?
- кавурма - это жаркое. Оно может быть с овощами, может быть без овощей, может даже заготавливаться, как наша тушенка на зиму в банках или в промышленности вот в такие круглые "батоны" похожие с виду на нашу вареную колбасу. (см. на фото)
И вот мы уже приближаемся к самому рецепту:)
Как именно я получила этот рецепт, можете спросить вы?
Я вам расскажу. Все дело в том, что я имела неосторожность спросить чем же отличается садж тава (сачкавурма) от эт соте (мясное соте) - продукты то одни и те же, на выходе тоже одно и то же
Оооо вы бы видели тот взгляд.:))
Я сразу поняла, что я никогда уже не буду слыть знатоком турецкой кухни в глазах зазайцев, раз не знаю разницы между саджтавой и этсоте.
Ты что?! сказали мне.
- Кавурма режется вот так, а соте вот эдак,
В кавурму помидоры и перцы вот так, а в соте эдак, кавурма на вот такой сковороде, а соте на эдакой.
Тогда я спросила:
- Кавурма всегда только на садже и открытом огне готовится.?
И этим отличается от эт- соте да?
- Да! но Кавурму иногда готовят и на газовой горелке и просто на плите, и на печке и сковороду не обязательно садж использовать, можно просто сковородку с широким дном (или вок,(мое примечание)
- так значит они одинаковые!?
- НЕТ!!
Ну вот и пойми этих турецких подданных :)))
Кстати, на счет "национальности" блюда.
Курды считают садж-таву своим блюдом, турки своим
Споров по этому поводу не возникает, на сколько я знаю:)
Ну и наконец рецепт:)
Ингредиента всего три.
Мясо, перец, помидоры.
Но, как мне сказали - Заза без лука не едят.
Поэтому кроме этих трех продуктов нужен еще лук, чеснок и можно петрушку или тимьян* по желанию
пропорции примерные
500 г нежирной мякоти баранины или говядины
4-5 шт помидоров (без кожицы)
1 крупная луковица
2 зубчика чеснока
3 шт сладкого болгарского перца
1 шт острого перца
1 пучок петрушки* по желанию
тимьян* по желанию (или кекик)
растительное масло
Черный перец,
красный перец в хлопьях,
соль
Мясо на кавурму режется примерно так же как на гуляш - не очень мелко, не очень крупно, примерно 3 на 3 см,
Мясо выкладывается на прогретую сковороду с маслом.
Как только выделился сок - добавляется лук, чеснок, потом перец, нарезанный соломкой и только когда перец и лук уже будут готовы, добавляются помидоры, нарезанные мелко
В этот же момент посолить поперчить.
Петрушку и тимьян, если он свежий, добавляют уже в готовую кавурму.
Подают садж-таву (кавурму) в той же самой сковороде , в которой она готовилась.
Едят чаще всего с помощью хлеба, макая его в сок, образовавшийся от тушения мяса и овощей.
(фото-коллаж собран из фото найденных на просторах турецкого интернета)
И до кучи уже, чтоб вы тоже сравнили
Вот рецепт того самого Эт-соте
http://irina-taro.blogspot.ru/2013/07/et-sote.html